Как собирать и утилизировать пищевые отходы в ДОУ

Санитарная обстановка в дошкольных учреждениях — важная составляющая обеспечения здоровья детей. Поэтому для сбора пищевых отходов ДОУ должны использоваться специально выделенные промаркированные емкости. Хранение и утилизация пищевых отходов в дошкольных учреждениях на федеральном уровне жестко регламентируется документами.

Какие емкости для сбора пищевых отходов должны использоваться в ДОУ

Хранение и утилизация продуктовых отходов в детских дошкольных учреждениях определяется и контролируется СанПин (2.4.5.2409-08 и 2.4.1.3049-13) и федеральными законами ФЗ № 52, ФЗ № 89.

К ним в ДОУ относятся:

  • остатки несъеденной еды;
  • овощные и фруктовые шкурки и очистки;
  • выжимки, косточки от овощей и фруктов;
  • кости от мяса и рыбы;
  • скорлупа яиц;
  • испортившиеся при хранении продукты;
  • продукты и пища, у которых истек срок годности;
  • продукты, не соответствующие нормам качества и отнесенные к некондиции;
  • продукты, полученные в поврежденной при транспортировке упаковке.

Для сбора перечисленных видов отходов в учреждениях ДОУ необходимо использовать специально выделенную для этого тару с крышкой. С этой целью могут быть использованы ведра или специальные бачки (материал — металл или пластик).

Тара, предназначенная для сбора продуктовых отходов, должна быть промаркирована и располагаться в труднодоступном для детей месте.

Урна для пищевых отходов

Крышки емкостей для пищевых отходов должны закрываться плотно — защелкиваться или завинчиваться.

Запрещено хранить продуктовые отбросы в открытых емкостях — для сбора пищевых отходов в ДОУ должны использоваться плотно закрытые контейнеры, не позволяющие проникнуть к мусору насекомым и грызунам — распространителям различных инфекций.

Согласно требованиям, при обращении с продуктовыми отходами должны выполняться следующие правила:

  1. Неликвидные пищевые продукты собираются для утилизации в специально предназначенные для этого контейнеры, оснащенные крышками и имеющие маркировку «Пищевые отходы».
  2. Дети не могут находиться вблизи от контейнерной площадки — расстояние он нее до зданий и мест прогулки детей должно составлять не менее 25 метров.
  3. Время и регулярность забора собранных отходов оговаривается с мусороуборочной организацией, осуществляющей вывоз пищевого мусора с территории ДОУ.

Как осуществляется сбор пищевых отходов

Сбор пищевых остатков прописан в санитарных нормах и правилах. При необходимости в регионах, из-за местных особенностей, инструкции могут быть дополнены.

Основная опасность продуктовых отходов в том, что они — потенциальный источник патогенной микрофлоры. В результате разложения биологического мусора всегда выделяется тепло, что провоцирует рост вредных бактерий в геометрической прогрессии. При несвоевременной утилизации возникает угроза инфицирования детей, находящихся в ДОУ, негативного воздействия на окружающую среду.

Контейнер для отходов

Основные правила сбора и утилизации пищевых отходов в ДОУ:

  1. На территории ДОУ должны располагаться контейнеры для твердых бытовых и, отдельно, для пищевых отходов.
  2. Емкость для пищевого мусора заполняется не более 2/3 от объема.
  3. Отходы из ведер перемещают в специальные контейнеры, предназначенные только для пищевого мусора.
  4. Площадка с плотно закрытыми контейнерами располагается на расстоянии 25 метров от зданий, где находятся дети, и игровых зон.
  5. Независимо от уровня заполнения емкости для сбора, используемой в пищеблоке, в конце дня содержимое переносят в контейнер.
  6. В конце рабочего дня все емкости для сбора пищевых остатков моют, обрабатывают дезинфицирующими растворами, после чего хорошо ополаскивают водой.
  7. Допустимое время хранения собранных отходов при температуре более +8 °С составляет менее 12 часов, при более низкой температуре — до 30 часов.
  8. Вывоз пищевых отходов с территории ДОУ выполняет профильная организация, имеющая договор с детским учреждением.

Вся ответственность за правильность сбора, хранения и утилизации пищевого мусора лежит на заведующем пищеблоком и руководителе ДОУ.

СанПин по обращению с отходами пищеблока ДОУ

Правила обращения и утилизации пищевых отходов, образующихся в пищеблоках ДОУ, регламентируются СанПиН 2.4.1.3049-13.

Скачать “СанПиН 2.4.1.3049-13” sanpin-2.4.1.3049_13.pdf – Загружено 7 раз – 652 КБ

В части XIII п. 13.18 документа дается определение действий с отходами пищеблоков ДОУ:

  • в течение дня подлежащая утилизации пища собирается в специально выделенные емкости с крышками;
  • разрешено заполнять ведра для пищевых отходов не более чем на 2/3;
  • в конце рабочего дня емкости обязательно опорожняются;
  • в детском саду ведра после удаления отходов пищеблока ежедневно очищаются, обрабатываются 2 % раствором карбоната натрия Na2СO3 (дезинфицирующее средство), вымываются и просушиваются.

Организационные меры, предпринимаемые в учреждениях ДОУ для выполнения требований СанПиН:

  • приказом назначаются ответственные за сбор и хранение пищевых неликвидов;
  • заведующий ДОУ и заведующий пищеблоком приказом назначают сотрудника, отвечающего за утилизацию продуктовых отходов;
  • приказом назначается ответственное лицо, которое будет вести журнал учета отходов пищеблока;
  • разрабатывается и утверждается план действий (инструкция) по обращению с неликвидами кухни;
  • для списания непригодных продуктов составляется акт.

Как нужно утилизировать пищевые отходы

Согласно требованиям СанПиН, отходы утилизируются согласно установленному порядкау:

  • дети не должны приближаться к площадке, на которой расположены мусорные контейнеры с пищевыми остатками;
  • ведра после удаления отходов и другие освободившиеся емкости для сбора моют и дезинфицируют;
  • пищевые отходы запрещено смешивать с бытовым мусором;
  • вывозом пищевых отходов с территории ДОУ занимается специализированное предприятие, имеющее лицензию.

Место, выделенное на территории ДОУ под баки с пищевыми отходами, не должно располагаться ближе 15 метров к зданиям детского учреждения и игровым площадкам.

Первоочередная утилизация предусмотрена для скоропортящихся продуктов:

  • мясных и колбасных;
  • молочных и кисломолочных;
  • кондитерских изделий.

Важно! Годные некондиционные продукты могут использоваться для приготовления. Продукты с просроченным сроком годности утилизируются.

Нужно ли делать паспорт отходов при утилизации остатков пищи в ДОУ

Пищевые отходы по классификации вредности отходов относятся к 5 категории. Это мусор, не несущий угрозы. С точки зрения экологии продуктовые отбросы дошкольных учреждений представляют собой безвредные органические вещества, которые на воздухе быстро разлагаются без выделения токсинов.

Согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ст. 14, часть 3) паспортизация необходима для отходов 1–4 классов, поэтому пищевые остатки ДОУ (5 класс) утилизируются без паспортизации.

Для достоверного учета и контроля расхода продуктов пищеблоки ДОУ ежедневно должны составлять акт списания. Он также необходим для контролирующих организаций, проверяющих работу ДОУ, при ревизии на складе и в пищеблоке.

Для мусора другой категории, образующегося в результате деятельности учреждения, относящихся к 1–4 классам (осветительные лампы, термометры, песок из бассейна, оргтехника, бытовые приборы и другое), оформление паспорта отходов обязательно.

Как вести журнал учета отходов в ДОУ

Дошкольные учреждения должны вести учет утилизированных кухонных отбросов. Пакет регулирующих документов включает в себя:

  1. Приказ о сборе и утилизации кухонных остатков.
  2. Инструкцию по обращению с пищевыми отходами.
  3. Журнал, отслеживающий объем и движение мусора с пищеблоков.

Скачать “Журнал учета пищевых отходов” ZHurnal-ucheta-pischevyh-othodov.docx – Загружено 8 раз – 16 КБ

Ведение учетной документации позволяет контролировать правильность сбора и перемещения продуктовых отбросов в детских дошкольных учреждениях. Содержащаяся в нем информация позволяет оценить правильность хранения и утилизации, а также делает невозможным использование просроченных или некондиционных продуктов.

Титульный лист содержит:

  • наименование организации;
  • название документа учета;
  • время начала и окончания ведения документа.

Содержание документа учета должно включать в себя следующую информацию:

  • дату образования отбросов;
  • принятый объем;
  • Ф.И.О. ответственного лица, сдавшего на утилизацию биологический мусор;
  • дату вывоза пищевых отбросов с территории ДОУ;
  • количество вывезенных контейнеров;
  • подпись ответственного лица.

Журнал не имеет четко регламентированной формы — ее можно самостоятельно создать под ДОУ. Основная задача, которой он должен отвечать, — учетные меры должны действенно осуществлять контроль санитарного состояния помещений и территорий.

Правила оформления журнала учета пищевых отходов:

  • журнал прошивают с указанием количества листов;
  • каждый лист нумеруют и подтверждают подписью руководителя и печатью организации;
  • исправления и зачеркивания при заполнении недопустимы;
  • в случае неверно занесенных данных указывают, что сведения неверные, далее записывают правильные и подтверждают подписью руководителя и печатью организации.

При любой проверке деятельности ДОУ проверяется журнал учета пищевых отходов.

Пищевые отходы при правильном обращении не представляют значительной опасности. Выполнение норм сбора, хранения, своевременная утилизация, согласно указаниям СанПиН, позволит избежать проблем.

Основной способ утилизации отходов питания — размещение на специальном полигоне. Под действием воздуха и света происходит их разложение естественным путем, а образовавшийся в результате компост является прекрасным натуральным удобрением.

Правильное обращение с пищевыми отходами в дошкольных образовательных учреждениях не только позволяет избежать инфекционных заболеваний, но также способствует сохранению экологического равновесия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Помогите друзьям и близким узнать о выплатах:
Все о хранении, переработке и использовании мусора и отходов
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.