Отходы — неотъемлемая часть производственной и социально-бытовой деятельности. Для их утилизации компании, занимающиеся сбором, хранением, переработкой мусора, должны иметь специальное разрешение с получением нормативного документа. Такую бумагу называют Паспорт отходов. В чем суть данного документа? Как его получить? Ответы на эти и другие вопросы есть в статье.
Что такое паспорт отходов
Согласно нормативным документам, включая Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8.12.2020 года за № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I–IV классов опасности», паспортизация отходов — необходимая процедура для законного ведения деятельности по любым операциям с мусором. Данный процесс представляет собой подготовку, исследование, согласование и получение специального разрешения на работу по утилизации остатков производства, потребления.
Паспорт отходов — это документ, который удостоверяет принадлежность мусорных остатков к определенному виду, классу опасности, составу. Предмет идентификации может быть I–IV класса угрозы, поэтому официальную бумагу разрабатывают на каждую группу.
У паспорта отходов нет ограничений в сроках применения. Однако бумаги, которые были оформлены до 1.08.2014 г., сейчас недействительны. Это связано с принятием в этом году нового ФККО (Федерального классификационного каталога отходов).
Назначение документа
Составление данной бумаги является обязательным условием деятельности предпринимателя, который занимается операциями с мусором. При его отсутствии возникают разного рода неприятности. Одна из них — наложение штрафа, сумма которого варьируется в зависимости от класса опасности, количества, характера ущерба для экологии.
Главная цель составления паспорта отходов — законное обращение с остатками производства и потребления. Он необходим в следующих случаях:
- при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- при разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на его размещение;
- при заключении договора на транспортировку, передачу мусора.
Благодаря наличию данного документа отходы утилизируются цивилизованно. Предприниматель получает возможность перерабатывать собранные им остатки эффективно, в ходе работы применять технологии вторичного использования сырья.
Характер отходов для паспортизации
Каждый вид утилизируемого остатка должен иметь собственный документ. В нем обозначают различные показатели, главным из которых является класс опасности. Этот критерий обозначает, насколько негативно происходит воздействие на окружающую среду. Он установлен на федеральном уровне, и в нем прописано, на какие отходы обязательно составляется паспорт отходов. По этому перечню осуществляют надзорную и регулирующую функции органы местной власти и контролирующие организации.
Класс | Характер | Пример из федерального перечня |
---|---|---|
I | чрезвычайно опасные отходы | Пестициды, содержащие ртутные компоненты, остатки от производства серной кислоты, асбестовая пыль и волокно, пр. |
II | высокоопасные отходы | Просроченные гексахлорановые дымовые шашки, сивушные масла от производства спиртосодержащих продуктов, отработанные растворы аммиачные травления меди, пр. |
III | умеренно опасные отходы | Свежий свиной навоз, птичий помет, гербициды, табак и табачная пыль, отходы нефтяной и газовой добычи, остатки сильных дезсредств, пр. |
IV | малоопасные отходы | Обработанные семена растений, навоз КРС, лошадей, просроченные минеральные удобрения, отходы при производстве и потребления мебели, тканей, волокон, пр. |
V | практически неопасные отходы | Опилки, древесная упаковка, макулатура, бытовой мусор, керамика, цемент, гипс, металлы, пластиковая тара, кирпич, накипь, пища, кабели, крупногабаритный мусор, полиэтилен, лампы, мусор от уборки территории |
Особое внимание обращают на просроченные лекарства, медпрепараты и упаковку от них. Некоторые из них входят в перечень первого и второго класса. Каждый вид остатков производства и потребления оказывает определенное вредное действие на окружающую среду, имеет свои сроки разложения.
Лица и организации, которые должны делать паспортизацию отходов
По закону 1998 г. (№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») все ИП и юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с образованием опасных отходов I–IV классов, должны делать на них паспорт.
Индивидуальные предприниматели, которые занимаются малым производством лакокрасочной продукции, мебели, обработкой древесины, строительством и т. п., составляют документ на каждый вид жидких или твердых остатков. Ориентиром является ФККО, принятый в 2014 г.
Юридические лица, ведущие масштабную деятельность по добыче полезных ископаемых, производству и реализации продуктов потребления, полученных из них, изготовлению химических изделий для сельскохозяйственных работ, медицины и пр., должны иметь паспорт опасного отхода на каждый вредный компонент.
Данный документ необходим следующим лицам и организациям:
- фермерам, использующим минеральные удобрения для выращивания растений;
- фермерам, занимающимся разведением животных и птицы;
- компаниям, проводящим дезинфекцию, дезинсекцию (уничтожение насекомых), дератизацию (уничтожение грызунов);
- фирмам, ведущим ремонт и отделку помещений и зданий;
- медицинским учреждениям;
- образовательным организациям (например, на использование препаратов для проведения физических и химических опытов).
Учреждения могут сделать паспорт на остатки своей деятельности самостоятельно. Образец документа есть в Приказе Минприроды от 08.12.2020 г. № 1026. Однако многие непрофессионалы допускают ошибки при его оформлении.
Процесс оформления паспорта отходов
Оформление данного документа состоит из нескольких этапов.
- Составление бумаги в соответствии с требованиями федерального законодательства.
- Проведение проверки по перечню ФККО.
- Осуществление и документальное подтверждение лабораторных исследований.
- Подготовка заявления на сдачу.
- Утверждение Росприроднадзором.
Если предприниматель решит действовать самостоятельно, то он может напечатать готовую форму паспорта опасного отхода из Приложения к Приказу Минприроды № 1026, заполнить ее в соответствии с обозначенными пунктами. Основное содержание составляет список сведений об отходах. В нем важно правильно указать следующие моменты:
- точное наименование (соответствует ФККО);
- код отхода по ФККО;
- происхождение остатков производства (потребления);
- химический (компонентный) состав с наименованием и содержанием (%) компонента;
- методику определения химического (компонентного) состава;
- агрегатное состояние (физическая форма);
- класс угрозы для окружающей среды.
Заполнение данной формы не вызывает затруднений, если человек хорошо разбирается в специальных терминах и формулировках. Но из-за того, что в перечне ФККО есть продукты с одинаковым названием, различающиеся некоторыми словами, формулами, другими нюансами, Росприроднадзор может не принять к утверждению составленный документ.
Для получения положительного решения по вопросу необходимо иметь официально заверенные копии актов отбора проб отходов, которые удостоверяют проведение необходимых исследований. Их составляют в лабораториях, имеющих государственную аккредитацию, по результатам процедур. К данным бумагам прилагают обязательное подтверждение полномочий организации, выполняющей анализ.
Составленный документ утверждается организацией, относящейся к надзору за состоянием окружающей среды. Там он проходит проверку и может быть принят или возвращен на доработку.
Отходы не включены в ФККО: что делать
Паспорт ФККО — это документ, который составляют в соответствии с государственным перечнем, и который является необходимым разрешением для ведения деятельности в данной области. Без него никакие операции с остатками производства и потребления не осуществляются.
По Постановлению № 712 Правительства РФ 1 августа 2014 г. вступил в действие новый Федеральный классификационный каталог отходов. Все паспорта, составленные до этой даты, подлежат переоформлению. Согласно этому документу, официальные бумаги необходимы для отходов I–IV классов опасности. Продукты V класса угрозы утилизируются как не включенные в ФККО. Для них не требуется составление паспорта, но нужен протокол биотестирования, которое проводилось аккредитованной лабораторией с обязательным подтверждением классности остатков.
В случае образования специфических отходов, не входящих в перечень ФККО, класс их опасности рассчитывают самостоятельно. При этом необходимо подать заявление, чтобы данный вид включили в список. Иначе паспорт получить будет невозможно, а деятельность станет незаконной.
Ответственность за отсутствие паспорта отходов
Разработка паспорта отходов — хлопотное и затратное по времени дело. Она требует определенных знаний и профессионализма. Некоторыми неспециалистами различные формулировки в ФККО понимаются как нечто одинаковое, не имеющее различий. Но сведущий в данной области человек сразу найдет разницу в определении понятий.
Отсутствие или использование неверно составленного паспорта отходов наказывается в соответствии с порядком, определенным п. 9 ст. 8 КоАП. При этом может быть наложен штраф в сумме:
- 20 000–40 000 руб. (для должностных лиц);
- 40 000–60 000 руб. (для индивидуальных предпринимателей);
- 200 000–350 000 руб. (для юридических лиц).
При составлении документа бизнесмены, занимающиеся производством, обязанные следить за всеми нюансами утилизации мусора и остатков технологических процессов, могут обратиться за разъяснениями к специалистам или поручить разработать его компании, сотрудники которой хорошо разбираются в тонкостях законодательства. Стоимость таких услуг невелика по сравнению с мерой ответственности, которую несут предприниматели.