Что такое паспорт отходов и кто его должен делать

Отходы — неотъемлемая часть производственной и социально-бытовой деятельности. Для их утилизации компании, занимающиеся сбором, хранением, переработкой мусора, должны иметь специальное разрешение с получением нормативного документа. Такую бумагу называют Паспорт отходов. В чем суть данного документа? Как его получить? Ответы на эти и другие вопросы есть в статье.

Что такое паспорт отходов

Паспорт отходов

Согласно нормативным документам, включая Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8.12.2020 года за № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I–IV классов опасности», паспортизация отходов — необходимая процедура для законного ведения деятельности по любым операциям с мусором. Данный процесс представляет собой подготовку, исследование, согласование и получение специального разрешения на работу по утилизации остатков производства, потребления.

Паспорт отходов — это документ, который удостоверяет принадлежность мусорных остатков к определенному виду, классу опасности, составу. Предмет идентификации может быть I–IV класса угрозы, поэтому официальную бумагу разрабатывают на каждую группу.

У паспорта отходов нет ограничений в сроках применения. Однако бумаги, которые были оформлены до 1.08.2014 г., сейчас недействительны. Это связано с принятием в этом году нового ФККО (Федерального классификационного каталога отходов).

Назначение документа

Составление данной бумаги является обязательным условием деятельности предпринимателя, который занимается операциями с мусором. При его отсутствии возникают разного рода неприятности. Одна из них — наложение штрафа, сумма которого варьируется в зависимости от класса опасности, количества, характера ущерба для экологии.

Главная цель составления паспорта отходов — законное обращение с остатками производства и потребления. Он необходим в следующих случаях:

  • при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • при разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на его размещение;
  • при заключении договора на транспортировку, передачу мусора.

Благодаря наличию данного документа отходы утилизируются цивилизованно. Предприниматель получает возможность перерабатывать собранные им остатки эффективно, в ходе работы применять технологии вторичного использования сырья.

Характер отходов для паспортизации

Каждый вид утилизируемого остатка должен иметь собственный документ. В нем обозначают различные показатели, главным из которых является класс опасности. Этот критерий обозначает, насколько негативно происходит воздействие на окружающую среду. Он установлен на федеральном уровне, и в нем прописано, на какие отходы обязательно составляется паспорт отходов. По этому перечню осуществляют надзорную и регулирующую функции органы местной власти и контролирующие организации.

КлассХарактерПример из федерального перечня
Iчрезвычайно опасные отходыПестициды, содержащие ртутные компоненты, остатки от производства серной кислоты, асбестовая пыль и волокно, пр.
IIвысокоопасные отходыПросроченные гексахлорановые дымовые шашки, сивушные масла от производства спиртосодержащих продуктов, отработанные растворы аммиачные травления меди, пр.
IIIумеренно опасные отходыСвежий свиной навоз, птичий помет, гербициды, табак и табачная пыль, отходы нефтяной и газовой добычи, остатки сильных дезсредств, пр.
IVмалоопасные отходыОбработанные семена растений, навоз КРС, лошадей, просроченные минеральные удобрения, отходы при производстве и потребления мебели, тканей, волокон, пр.
Vпрактически неопасные отходыОпилки, древесная упаковка, макулатура, бытовой мусор, керамика, цемент, гипс, металлы, пластиковая тара, кирпич, накипь, пища, кабели, крупногабаритный мусор, полиэтилен, лампы, мусор от уборки территории

Особое внимание обращают на просроченные лекарства, медпрепараты и упаковку от них. Некоторые из них входят в перечень первого и второго класса. Каждый вид остатков производства и потребления оказывает определенное вредное действие на окружающую среду, имеет свои сроки разложения.

Лица и организации, которые должны делать паспортизацию отходов

По закону 1998 г. (№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») все ИП и юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с образованием опасных отходов I–IV классов, должны делать на них паспорт.

Индивидуальные предприниматели, которые занимаются малым производством лакокрасочной продукции, мебели, обработкой древесины, строительством и т. п., составляют документ на каждый вид жидких или твердых остатков. Ориентиром является ФККО, принятый в 2014 г.

Юридические лица, ведущие масштабную деятельность по добыче полезных ископаемых, производству и реализации продуктов потребления, полученных из них, изготовлению химических изделий для сельскохозяйственных работ, медицины и пр., должны иметь паспорт опасного отхода на каждый вредный компонент.

Данный документ необходим следующим лицам и организациям:

  • фермерам, использующим минеральные удобрения для выращивания растений;
  • фермерам, занимающимся разведением животных и птицы;
  • компаниям, проводящим дезинфекцию, дезинсекцию (уничтожение насекомых), дератизацию (уничтожение грызунов);
  • фирмам, ведущим ремонт и отделку помещений и зданий;
  • медицинским учреждениям;
  • образовательным организациям (например, на использование препаратов для проведения физических и химических опытов).

Учреждения могут сделать паспорт на остатки своей деятельности самостоятельно. Образец документа есть в Приказе Минприроды от 08.12.2020 г. № 1026. Однако многие непрофессионалы допускают ошибки при его оформлении.

Процесс оформления паспорта отходов

Оформление данного документа состоит из нескольких этапов.

  1. Составление бумаги в соответствии с требованиями федерального законодательства.
  2. Проведение проверки по перечню ФККО.
  3. Осуществление и документальное подтверждение лабораторных исследований.
  4. Подготовка заявления на сдачу.
  5. Утверждение Росприроднадзором.

Если предприниматель решит действовать самостоятельно, то он может напечатать готовую форму паспорта опасного отхода из Приложения к Приказу Минприроды № 1026, заполнить ее в соответствии с обозначенными пунктами. Основное содержание составляет список сведений об отходах. В нем важно правильно указать следующие моменты:

  • точное наименование (соответствует ФККО);
  • код отхода по ФККО;
  • происхождение остатков производства (потребления);
  • химический (компонентный) состав с наименованием и содержанием (%) компонента;
  • методику определения химического (компонентного) состава;
  • агрегатное состояние (физическая форма);
  • класс угрозы для окружающей среды.

Заполнение данной формы не вызывает затруднений, если человек хорошо разбирается в специальных терминах и формулировках. Но из-за того, что в перечне ФККО есть продукты с одинаковым названием, различающиеся некоторыми словами, формулами, другими нюансами, Росприроднадзор может не принять к утверждению составленный документ.

Для получения положительного решения по вопросу необходимо иметь официально заверенные копии актов отбора проб отходов, которые удостоверяют проведение необходимых исследований. Их составляют в лабораториях, имеющих государственную аккредитацию, по результатам процедур. К данным бумагам прилагают обязательное подтверждение полномочий организации, выполняющей анализ.

Составленный документ утверждается организацией, относящейся к надзору за состоянием окружающей среды. Там он проходит проверку и может быть принят или возвращен на доработку.

Отходы не включены в ФККО: что делать

Отходы, не включенные ФККО

Паспорт ФККО — это документ, который составляют в соответствии с государственным перечнем, и который является необходимым разрешением для ведения деятельности в данной области. Без него никакие операции с остатками производства и потребления не осуществляются.

По Постановлению № 712 Правительства РФ 1 августа 2014 г. вступил в действие новый Федеральный классификационный каталог отходов. Все паспорта, составленные до этой даты, подлежат переоформлению. Согласно этому документу, официальные бумаги необходимы для отходов I–IV классов опасности. Продукты V класса угрозы утилизируются как не включенные в ФККО. Для них не требуется составление паспорта, но нужен протокол биотестирования, которое проводилось аккредитованной лабораторией с обязательным подтверждением классности остатков.

В случае образования специфических отходов, не входящих в перечень ФККО, класс их опасности рассчитывают самостоятельно. При этом необходимо подать заявление, чтобы данный вид включили в список. Иначе паспорт получить будет невозможно, а деятельность станет незаконной.

Ответственность за отсутствие паспорта отходов

Разработка паспорта отходов — хлопотное и затратное по времени дело. Она требует определенных знаний и профессионализма. Некоторыми неспециалистами различные формулировки в ФККО понимаются как нечто одинаковое, не имеющее различий. Но сведущий в данной области человек сразу найдет разницу в определении понятий.

Отсутствие или использование неверно составленного паспорта отходов наказывается в соответствии с порядком, определенным п. 9 ст. 8 КоАП. При этом может быть наложен штраф в сумме:

  • 20 000–40 000 руб. (для должностных лиц);
  • 40 000–60 000 руб. (для индивидуальных предпринимателей);
  • 200 000–350 000 руб. (для юридических лиц).

При составлении документа бизнесмены, занимающиеся производством, обязанные следить за всеми нюансами утилизации мусора и остатков технологических процессов, могут обратиться за разъяснениями к специалистам или поручить разработать его компании, сотрудники которой хорошо разбираются в тонкостях законодательства. Стоимость таких услуг невелика по сравнению с мерой ответственности, которую несут предприниматели.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Помогите друзьям и близким узнать о выплатах:
Все о хранении, переработке и использовании мусора и отходов
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.