Производственные предприятия по выпуску продукции неизбежно теряют часть сырья в технологических циклах. Даже поговорка есть: «Лес рубят, щепки летят». Возвратные отходы — это те самые «щепки», которые не выбрасываются, а снова пускаются в дело для изготовления новых товаров. То есть это актив, относительно которого ведется строгий бухгалтерский и складской учет. Несоблюдение корпоративных правил порождает споры между партнерами и привлекает внимание налоговой инспекции. Далее разъясним: чем отличаются возвратные отходы от безвозвратных, и как их учитывать, на примере мебельного производства.
Что такое возвратные отходы
В методических пособиях по бухгалтерскому учету и в налоговом кодексе указано, что возвратные отходы — это остатки ресурсов, которые утратили свои потребительские свойства и более не подлежат применению по назначению; или их употребление нуждается в других производственных циклах, по совершенно иным технологиям и затратам. Ровно такое же определение, но более обобщающее, есть в Федеральном законе № 89-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об отходах производства и потребления». По смыслу ФЗ-89, бухучета и НК ФНС, такие отходы признаются активом и подлежат отображению в балансе предприятия.
Пример. Организация «А» заказала у организации «В» переработку сосновых досок из давальнического сырья*. В процессе деревопереработки остались опилки и торцевые обрезки. По окончании работы организация «В» предоставила заказчику «А» доски оговоренного размера и возвратные отходы в виде тех самых опилок и торцевых обрезков.
*Давальническое сырье — это сырье, предоставляемое заказчиком для переработки в готовую продукцию с последующим возвратом продукции.
В чем отличие от безвозвратных
Безвозвратные отходы — это материал, непригодный для дальнейшего использования в производстве или для реализации на сторону. Еще их называют «технологическими потерями». Сюда можно отнести такие процессы, как:
- утечка;
- усушка;
- испарение и прочее.
Следовательно, безвозвратные отходы не подлежат оценке, и поэтому не могут быть занесены на баланс предприятия и списаны со счета основного производства.
Пример. Организация «А», заказавшая у организации «В» переработку сосновых досок из давальнического сырья, попросила высушить подготовленные пиломатериалы в камере. В процессе сушки каждая доска потеряла в объеме 3,4 %. Такое уменьшение не имеет материальной ценности, а значит, зачислить потерю на баланс нельзя. Это и есть безвозвратные отходы.
Классификация возвратных отходов
В хозяйственной деятельности промышленных организаций есть отходы производства категории «возвратные». Они классифицируются на 2 вида:
- Используемые.
- Неиспользуемые.
Первые могут быть направлены в цеха изготовления новой продукции с целью дальнейшей реализации. Или применяются во вспомогательных процессах на благо организации. В общем, из них постараются извлечь максимальную экономическую выгоду. Вторые, неиспользуемые, подлежат переработке, например, в качестве топлива, упаковочных материалов или вещей для хозяйственных нужд.
Хотя в последнем случае могут быть исключения. Например, бой кирпича классифицируется как невозвратные отходы. Однако если его переработать в дробилке, то можно получить вторичные щебень и отсев, которые охотно покупают строительные организации и строители-частники. Подобная рокировка классификациями 1 и 2 зависит от проворности руководителя.
Как учитываются такие отходы в бухгалтерском учете
Учет отходов производства в бухгалтерском учете происходит ровно так же, как и оприходование обычных материалов. Бухгалтеры применяют здесь счет 10 «Материалы», в дополнение к которому открывают субсчета: 10.1 «Сырье и материалы» и 10.12 «Возвратные отходы». На практике это происходит следующим образом:
- 1 этап. Сначала работник бухгалтерии определяет количество выбывшего из производства сырья. Для этого он высчитывает полученные: объем, вес, количество и другие параметры готовой продукции и оставшихся в результате производства отходов. Например, сколько кирпичей сделано из 10 тонн глины, и сколько из них испорчено.
- 2 этап. На основании подсчета составляется накладная, благодаря которой возвратные товары превращаются в материальные ценности и отправляются на склад хранения. Бухгалтер выписывает документы о передаче ТМЦ. Это может быть приходный ордер (формат М-4) накладная о перемещении товара (ТОРГ-13) или требование-накладная (М-11). Теперь материальные ценности (в виде того же битого кирпича) будут находиться на учете для бухгалтерии и налоговой инспекции.
- 3 этап. Возвратные отходы поступают на склад. Кладовщик принимает их на хранение, руководствуясь сопроводительной документацией. Если у предприятия нет склада, то ТМЦ могут быть переданы на хранение ответственному лицу. Например, механики нередко предоставляют боксы или площадки для временного складирования.
- 4 этап. Выдача возвратных отходов со склада для производства или реализации происходит по требованию-накладной (М-11), товарной накладной (ТОРГ-12), накладной на отпуск материалов на сторону (М-15).
Формы и документы для оформления отходов на складе
По закону возвратные отходы должны оформляться по документам, как готовая продукция (ФЗ-№ 402 от 2011 г. «О бухгалтерском учете»). В дальнейшем все операции с ними отражаются в балансе компании и налоговых декларациях. Самые широко используемые документы для передачи ВО на склад, хранения и учета:
- МХ-4 — «Приходный ордер»;
- М-11 — «Требование-накладная»;
- МХ-5 — «Журнал учета поступления готовых продуктов в места хранения»;
- МХ-6 — «Журнал учета расхода готовых продуктов в местах хранения»;
- МХ-18 — «Накладная на передачу готовой продукции в места хранения»;
- ТОРГ-12 и ТОРГ-13 — накладная на передачу готовой продукции, тары во внутреннее перемещение.
Отличие используемых документов также может быть связано и с тем, какая форма налогообложения зарегистрирована за организацией: ОСНО, УСН, НПД, ПСН или ЕСХН.
Как учитывать возвратные отходы в производстве
Проще всего разобрать учет возвратных отходов на живом примере. Допустим, что некое предприятие ООО «Форест-Карелия» занимается производством мебели из массива дерева. В ходе деревопереработки остаются отходы в виде опилок, которые передаются в цех по изготовлению топливных брикетов, а излишки компания продает. За 2020 г. расходы на производство составили 3 млн руб. без учета НДС. Стоимость опилок 300 тыс. руб., а на изготовление брикетов фирма потратила 500 тыс. руб. На основании этих цифр бухгалтерия подводит итоги, если:
- Опилки использовались на производстве. Возвратные отходы стали материалом, а значит, налогообложение прибыли уменьшается на их стоимость: 3 млн руб. – 300 тыс. руб. = 2,7 млн руб. Вместе с этим, опилки превратились в сырье и теперь учитываются в производстве брикетов, поэтому данная статья расходов вырастет и составит: 500 тыс. руб. + 300 тыс. руб. = 800 тыс. руб.
- Опилки проданы. Реализация отходов по цене рынка не превысила 900 руб./т без НДС. «Форест-Карелия» продала 200 т опилок. В таком случае расходы для налогообложения составят: 3 млн руб. – 200 т × 900 руб. = 2 820 тыс. руб. Доход от продажи возвратных отходов составит 180 тыс. руб. (без НДС)
Таблица 1. Бухгалтерские проводки на примере производства мебели ООО «Форест-Карелия»
При использовании в собственном производстве | |
---|---|
Код строки | Расшифровка |
дебет 20/кредит 10.1 | «Основное производство» 3 млн руб./Передача в производство сырья для производства мебели |
дебет 20/кредит 10.1 | 500 тыс. руб./Передача в производство сырья и материалов для брикетов |
дебет 10.12/кредит 20 | 300 тыс. руб./Оприходование возвратных отходов, уменьшение материальных затрат за данный период |
дебет 20/кредит 10.12 | 300 тыс. руб./Передача опилок и стружки в производство |
дебет 43/кредит 20 | «Готовая продукция» 2 700 тыс. руб./Формирование себестоимости готовой мебельной продукции |
дебет 43/кредит 20 | 800 тыс. руб./Формирование себестоимости брикетов. |
При реализации на сторону | |
Код строки | Расшифровка |
дебет 62/кредит 91.1 | «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Прочие доходы» 180 тыс. руб./Признание выручки от реализации возвратных отходов (опилок и стружки) |
дебет 91.2/кредит 68 | «Прочие расходы»/«Налоги и сборы», субсчет «НДС» — начисление налога на добавленную стоимость |
дебет 91.2/кредит 10 | «Материалы»/Списание стоимости реализованных опилок и стружек как материальных активов |
Возвратные отходы — это остатки материалов, которые можно вторично использовать в производстве или реализовать сторонним компаниям. Такой актив строго учитывается на производстве как категория материальных ценностей. Поэтому за ним ведется бухгалтерский и складской надзор, а все операции с ним отображаются в налоговых отчетах.