Что такое возвратные отходы и как правильно их учитывать

Производственные предприятия по выпуску продукции неизбежно теряют часть сырья в технологических циклах. Даже поговорка есть: «Лес рубят, щепки летят». Возвратные отходы — это те самые «щепки», которые не выбрасываются, а снова пускаются в дело для изготовления новых товаров. То есть это актив, относительно которого ведется строгий бухгалтерский и складской учет. Несоблюдение корпоративных правил порождает споры между партнерами и привлекает внимание налоговой инспекции. Далее разъясним: чем отличаются возвратные отходы от безвозвратных, и как их учитывать, на примере мебельного производства.

Что такое возвратные отходы

Что такое возвратные отходы

В методических пособиях по бухгалтерскому учету и в налоговом кодексе указано, что возвратные отходы — это остатки ресурсов, которые утратили свои потребительские свойства и более не подлежат применению по назначению; или их употребление нуждается в других производственных циклах, по совершенно иным технологиям и затратам. Ровно такое же определение, но более обобщающее, есть в Федеральном законе № 89-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об отходах производства и потребления». По смыслу ФЗ-89, бухучета и НК ФНС, такие отходы признаются активом и подлежат отображению в балансе предприятия.

Пример. Организация «А» заказала у организации «В» переработку сосновых досок из давальнического сырья*. В процессе деревопереработки остались опилки и торцевые обрезки. По окончании работы организация «В» предоставила заказчику «А» доски оговоренного размера и возвратные отходы в виде тех самых опилок и торцевых обрезков.

*Давальническое сырье — это сырье, предоставляемое заказчиком для переработки в готовую продукцию с последующим возвратом продукции.

В чем отличие от безвозвратных

Безвозвратные отходы — это материал, непригодный для дальнейшего использования в производстве или для реализации на сторону. Еще их называют «технологическими потерями». Сюда можно отнести такие процессы, как:

  • утечка;
  • усушка;
  • испарение и прочее.

Следовательно, безвозвратные отходы не подлежат оценке, и поэтому не могут быть занесены на баланс предприятия и списаны со счета основного производства.

Пример. Организация «А», заказавшая у организации «В» переработку сосновых досок из давальнического сырья, попросила высушить подготовленные пиломатериалы в камере. В процессе сушки каждая доска потеряла в объеме 3,4 %. Такое уменьшение не имеет материальной ценности, а значит, зачислить потерю на баланс нельзя. Это и есть безвозвратные отходы.

Классификация возвратных отходов

В хозяйственной деятельности промышленных организаций есть отходы производства категории «возвратные». Они классифицируются на 2 вида:

  1. Используемые.
  2. Неиспользуемые.

Первые могут быть направлены в цеха изготовления новой продукции с целью дальнейшей реализации. Или применяются во вспомогательных процессах на благо организации. В общем, из них постараются извлечь максимальную экономическую выгоду. Вторые, неиспользуемые, подлежат переработке, например, в качестве топлива, упаковочных материалов или вещей для хозяйственных нужд.

Хотя в последнем случае могут быть исключения. Например, бой кирпича классифицируется как невозвратные отходы. Однако если его переработать в дробилке, то можно получить вторичные щебень и отсев, которые охотно покупают строительные организации и строители-частники. Подобная рокировка классификациями 1 и 2 зависит от проворности руководителя.

Как учитываются такие отходы в бухгалтерском учете

Учет отходов производства в бухгалтерском учете происходит ровно так же, как и оприходование обычных материалов. Бухгалтеры применяют здесь счет 10 «Материалы», в дополнение к которому открывают субсчета: 10.1 «Сырье и материалы» и 10.12 «Возвратные отходы». На практике это происходит следующим образом:

  • 1 этап. Сначала работник бухгалтерии определяет количество выбывшего из производства сырья. Для этого он высчитывает полученные: объем, вес, количество и другие параметры готовой продукции и оставшихся в результате производства отходов. Например, сколько кирпичей сделано из 10 тонн глины, и сколько из них испорчено.
  • 2 этап. На основании подсчета составляется накладная, благодаря которой возвратные товары превращаются в материальные ценности и отправляются на склад хранения. Бухгалтер выписывает документы о передаче ТМЦ. Это может быть приходный ордер (формат М-4) накладная о перемещении товара (ТОРГ-13) или требование-накладная (М-11). Теперь материальные ценности (в виде того же битого кирпича) будут находиться на учете для бухгалтерии и налоговой инспекции.
  • 3 этап. Возвратные отходы поступают на склад. Кладовщик принимает их на хранение, руководствуясь сопроводительной документацией. Если у предприятия нет склада, то ТМЦ могут быть переданы на хранение ответственному лицу. Например, механики нередко предоставляют боксы или площадки для временного складирования.
  • 4 этап. Выдача возвратных отходов со склада для производства или реализации происходит по требованию-накладной (М-11), товарной накладной (ТОРГ-12), накладной на отпуск материалов на сторону (М-15).

Формы и документы для оформления отходов на складе

Возвратные отходы

По закону возвратные отходы должны оформляться по документам, как готовая продукция (ФЗ-№ 402 от 2011 г. «О бухгалтерском учете»). В дальнейшем все операции с ними отражаются в балансе компании и налоговых декларациях. Самые широко используемые документы для передачи ВО на склад, хранения и учета:

  • МХ-4 — «Приходный ордер»;
  • М-11 — «Требование-накладная»;
  • МХ-5 — «Журнал учета поступления готовых продуктов в места хранения»;
  • МХ-6 — «Журнал учета расхода готовых продуктов в местах хранения»;
  • МХ-18 — «Накладная на передачу готовой продукции в места хранения»;
  • ТОРГ-12 и ТОРГ-13 — накладная на передачу готовой продукции, тары во внутреннее перемещение.

Отличие используемых документов также может быть связано и с тем, какая форма налогообложения зарегистрирована за организацией: ОСНО, УСН, НПД, ПСН или ЕСХН.

Как учитывать возвратные отходы в производстве

Проще всего разобрать учет возвратных отходов на живом примере. Допустим, что некое предприятие ООО «Форест-Карелия» занимается производством мебели из массива дерева. В ходе деревопереработки остаются отходы в виде опилок, которые передаются в цех по изготовлению топливных брикетов, а излишки компания продает. За 2020 г. расходы на производство составили 3 млн руб. без учета НДС. Стоимость опилок 300 тыс. руб., а на изготовление брикетов фирма потратила 500 тыс. руб. На основании этих цифр бухгалтерия подводит итоги, если:

  1. Опилки использовались на производстве. Возвратные отходы стали материалом, а значит, налогообложение прибыли уменьшается на их стоимость: 3 млн руб. – 300 тыс. руб. = 2,7 млн руб. Вместе с этим, опилки превратились в сырье и теперь учитываются в производстве брикетов, поэтому данная статья расходов вырастет и составит: 500 тыс. руб. + 300 тыс. руб. = 800 тыс. руб.
  1. Опилки проданы. Реализация отходов по цене рынка не превысила 900 руб./т без НДС. «Форест-Карелия» продала 200 т опилок. В таком случае расходы для налогообложения составят: 3 млн руб. – 200 т × 900 руб. = 2 820 тыс. руб. Доход от продажи возвратных отходов составит 180 тыс. руб. (без НДС)

Таблица 1. Бухгалтерские проводки на примере производства мебели ООО «Форест-Карелия»

При использовании в собственном производстве
Код строкиРасшифровка
дебет 20/кредит 10.1«Основное производство» 3 млн руб./Передача в производство сырья для производства мебели
дебет 20/кредит 10.1500 тыс. руб./Передача в производство сырья и материалов для брикетов
дебет 10.12/кредит 20300 тыс. руб./Оприходование возвратных отходов, уменьшение материальных затрат за данный период
дебет 20/кредит 10.12300 тыс. руб./Передача опилок и стружки в производство
дебет 43/кредит 20«Готовая продукция» 2 700 тыс. руб./Формирование себестоимости готовой мебельной продукции
дебет 43/кредит 20800 тыс. руб./Формирование себестоимости брикетов.
При реализации на сторону
Код строкиРасшифровка
дебет 62/кредит 91.1«Расчеты с покупателями и заказчиками», «Прочие доходы» 180 тыс. руб./Признание выручки от реализации возвратных отходов (опилок и стружки)
дебет 91.2/кредит 68«Прочие расходы»/«Налоги и сборы», субсчет «НДС» — начисление налога на добавленную стоимость
дебет 91.2/кредит 10«Материалы»/Списание стоимости реализованных опилок и стружек как материальных активов

Возвратные отходы — это остатки материалов, которые можно вторично использовать в производстве или реализовать сторонним компаниям. Такой актив строго учитывается на производстве как категория материальных ценностей. Поэтому за ним ведется бухгалтерский и складской надзор, а все операции с ним отображаются в налоговых отчетах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Помогите друзьям и близким узнать о выплатах:
Все о хранении, переработке и использовании мусора и отходов
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.