Генеральная уборка — важный аспект деятельности любого учреждения медицинского профиля. Учитывая ее важность, разработку алгоритма проведения генеральной уборки в каждом медучреждении на основании приказа руководителя осуществляет ответственный сотрудник.
Документ должен содержать описание методики и техники уборки, перечислять виды и объем работ, описывать используемый инвентарь, средства химического воздействия и индивидуальной защиты.
Разработанный алгоритм должен учитывать безопасность проведения работ и соответствовать требованиям и нормативам, указанным в ГОСТ Р 51870-2014.
Допуск медицинского персонала к проведению уборки
К проведению любых видов уборки в учреждениях медицинского профиля допускается младший и средний персонал.
С работниками проводится вводный инструктаж, в процессе работы — повторные инструктажи.
Генеральная уборка проводится с использованием средств индивидуальной защиты персонала, включающих спецодежду, непромокаемую обувь, защитные перчатки, медицинскую маску.
Для правильного проведения уборки сотрудники должны учитывать:
- технологию процесса;
- основы санитарии и гигиены труда;
- назначение и правила пользования моющими средствами;
- оказание доврачебной помощи при интоксикации дезинфицирующими препаратами;
- внутренний трудовой распорядок организации;
- основы охраны труда и пожарной безопасности.
Руководитель утверждает регламент работ и определяет ответственное лицо, периодичность, подлежащие уборке помещения, необходимые виды работ.
К уборке помещений с повышенной опасностью допускается только специально обученный персонал, прошедший инструктаж.
Важно! Любые уборки в операционных блоках выполняют только санитарки при непосредственном контроле операционных медсестер.
Периодичность генеральных уборок
Плановые генеральные уборки проводятся согласно утвержденному руководителем подразделения графику. Периодичность проведения генеральных уборок в медучреждениях определяется согласно классу чистоты и регламентируется санитарными правилами СП 2.1.3678-20.
Класс чистоты помещения определяется спецификой режима работы и рисками для пациентов и сотрудников.
Класс чистоты | Назначение помещения | Допустимый бактериальный уровень, КОЕ/м3 | Уровень риска для персонала и пациентов |
---|---|---|---|
А | Операционная, родильный зал, асептические боксы и блоки аптек, палата для недоношенных детей, бокс баклаборатории, стерилизационная | асептический, 200 | высокий |
Б | Перевязочная, предоперационная, процедурная, реанимация, детская палата, комната сбора и пастеризации грудного молока, исследовательские помещения бак- и клинических лабораторий | особый, 500 | средний |
В | Палаты хирургических и инфекционных отделений, территории, примыкающие к родильным залам, операционным, смотровым, ординаторские, кладовые комнаты чистого белья | обычный, 750 | низкий |
Г | Административные помещения и коридоры, лестницы, санитарные и туалетные комнаты, места временного хранения грязного белья | не нормируется | не нормируется |
Внепланово генеральная уборка проводится на объекте в целом или в отдельно взятом помещении в следующих случаях:
- при заключительной дезинфекции;
- при неудовлетворительном санитарно-гигиеническом состоянии;
- при неудовлетворительных показателях микробной обсемененности внешней среды;
- после реконструкции, текущего или капитального ремонта;
- по эпидемиологическим показаниям.
Важно! Плановая генеральная уборка в помещениях класса А и Б проводится один раз в неделю, в других — не реже одного раза в месяц.
Инвентарь и чистящие средства
Для проведения генеральной уборки в помещениях, относящихся к разным классам чистоты, используют раздельные комплекты инвентаря. Для обработки оборудования и медицинских приборов, напрямую контактирующих с пациентами, следует предусмотреть отдельный комплект.
Для каждого объекта уборки следует подготовить по две емкости — отдельно для дезраствора и для чистой воды.
Эффективно использовать цветные салфетки — разного цвета для отдельных целей. К примеру:
- желтые — для рентгенкабинета;
- зеленые — для режимных помещений (палат интенсивной терапии, перевязочной, процедурной);
- серые — для палат и коридоров;
- красные — для туалетов.
По мере загрязнения салфетки меняют, для обработки значительных площадей используют несколько салфеток. Труднодоступные места обрабатывают дезрастворами с помощью пульверизатора.
Требования к инвентарю
Уборочный инвентарь подлежит цветовой и буквенной маркировке для обозначения функционала применения. В зоне его хранения в доступном месте располагается схема цвето-буквенного кодирования.
Традиционно для помещений с высоким уровнем инфекционной опасности используют красный цвет. Для территорий, где необходим высокий уровень чистоты, применяют зеленый, для помещений с общими условиями уборки рекомендуется синий цвет.
После проведения генеральной уборки все использованное оборудование и инвентарь дезинфицируется, моется и просушивается.
Текущее наведение порядка
Влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств в медицинских учреждениях является профилактической мерой и проводится не менее двух раз в сутки.
Текущие работы по поддержанию чистоты проводятся в режиме, гарантирующем уничтожение микрофлоры. Противовирусный режим используется только в случаях загрязнения поверхностей кровью или другими биологическими жидкостями.
Дезинфицирующей обработке подвергаются все легкодоступные поверхности — пол, стены, дверные ручки, мебель, подоконники и др.
Технология выполнения генеральной уборки
Особенности проведения генеральной уборки в учреждениях медицинского профиля определяются необходимостью предотвратить распространение внутрибольничной инфекции среди пациентов и медперсонала.
Порядок поэтапного проведения генеральной уборки:
- предварительный — подготовка помещения и инвентаря;
- первый — последовательное нанесение дезрастворов от менее инфицированных (потолок, стеновые панели) к более загрязненным поверхностям (дверные ручки, краны, оборудование);
- второй — мытье и протирка всех поверхностей, обеззараживание воздуха, проветривание помещения.
Важно! Генеральная уборка должна быть завершена не менее чем за час до работы помещения.
Порядок действий при проведении генеральной уборки:
- Исключить вероятность появления персонала и пациентов в помещении.
- Обесточить приборы и электрооборудование.
- Установить сигнальные знаки.
- По возможности освободить территорию от оборудования и мебели.
- Для обеспечения доступа к стенам сдвинуть оборудование и мебель к центру.
- Поверхности, которые не подлежат дезинфицирующей обработке, накрыть полиэтиленовой пленкой.
- Повести дезинфекцию поверхностей смоченными в дезрастворе тканевыми салфетками.
- После дезинфицирующего средства вымыть все поверхности чистой водой.
- Завершить генеральную уборку помещения обеззараживанием воздуха.
Важно! В помещениях с высоким риском внутрибольничных инфекций для уборки используют одноразовые салфетки.
Моп-метод генеральной уборки
С целью экономии времени в медицинских учреждениях применяется метод безведерной уборки — используют один держатель и предварительно подготовленные салфетки (мопы). Способ применяется для проведения влажной текущей и генеральной уборок, для профилактической, текущей и заключительной дезинфекций.
Преимущества метода:
- снижение нагрузки на персонал;
- качественная обработка труднодоступных мест;
- сокращение расхода дезинфицирующих средств;
- минимизация увлажнения полов;
- сокращение трудозатрат;
- высокая гигиеничность процесса — нет контакта рук с грязным моющим раствором;
- уменьшение необходимого количества комплектов уборочного инвентаря (швабр, ведер, ветоши, емкости для обработки) и возможность компактного хранения уборочного инвентаря с соблюдением норм и правил.
Моп-метод дает возможность обрабатывать поверхность единожды, без последующего удаления нанесенного средства. Плюс такого использования дезинфицирующих средств — пролонгация антимикробного воздействия.
Меры защиты и безопасности
Генеральные уборки проводятся в специальной униформе, включающей закрытую моющуюся обувь. Лицо и руки закрываются средствами индивидуальной защиты — перчатками повышенного риска и трехслойной медицинской маской. При необходимости применяются лицевые щитки.
По окончании работ защитная одежда персонала обеззараживается, после чего стирается (многоразовая) или утилизируется (одноразовая).
Контроль качества и учет проведения генеральных уборок
Назначенное ответственным лицо (чаще всего — старшая медсестра) производит проверку качества проведенных работ и вносит в журнал учета генеральных уборок соответствующую запись.
Форма журнала контроля не регламентируется нормативными документами и разрабатывается для учреждения как внутренний документ.
В журнал старшая медсестра заносит даты предполагаемых генеральных уборок на месяц. По мере их проведения в журнале отражают фактическую дату проведения мероприятия, наименование и концентрацию использованных дезрастворов. Данная информация позволяет контролировать сроки и режим дезинфекции помещений медучреждения.