Порядок и технология проведения генеральной уборки в ЛПУ

Генеральная уборка — важный аспект деятельности любого учреждения медицинского профиля. Учитывая ее важность, разработку алгоритма проведения генеральной уборки в каждом медучреждении на основании приказа руководителя осуществляет ответственный сотрудник.

Документ должен содержать описание методики и техники уборки, перечислять виды и объем работ, описывать используемый инвентарь, средства химического воздействия и индивидуальной защиты.

Разработанный алгоритм должен учитывать безопасность проведения работ и соответствовать требованиям и нормативам, указанным в ГОСТ Р 51870-2014.

Допуск медицинского персонала к проведению уборки

Допуск медицинского персонала к проведению уборки

К проведению любых видов уборки в учреждениях медицинского профиля допускается младший и средний персонал.

С работниками проводится вводный инструктаж, в процессе работы — повторные инструктажи.

Генеральная уборка проводится с использованием средств индивидуальной защиты персонала, включающих спецодежду, непромокаемую обувь, защитные перчатки, медицинскую маску.

Для правильного проведения уборки сотрудники должны учитывать:

  • технологию процесса;
  • основы санитарии и гигиены труда;
  • назначение и правила пользования моющими средствами;
  • оказание доврачебной помощи при интоксикации дезинфицирующими препаратами;
  • внутренний трудовой распорядок организации;
  • основы охраны труда и пожарной безопасности.

Руководитель утверждает регламент работ и определяет ответственное лицо, периодичность, подлежащие уборке помещения, необходимые виды работ.

К уборке помещений с повышенной опасностью допускается только специально обученный персонал, прошедший инструктаж.

Важно! Любые уборки в операционных блоках выполняют только санитарки при непосредственном контроле операционных медсестер.

Периодичность генеральных уборок

Плановые генеральные уборки проводятся согласно утвержденному руководителем подразделения графику. Периодичность проведения генеральных уборок в медучреждениях определяется согласно классу чистоты и регламентируется санитарными правилами СП 2.1.3678-20.

Класс чистоты помещения определяется спецификой режима работы и рисками для пациентов и сотрудников.

Класс чистотыНазначение помещенияДопустимый бактериальный уровень,

КОЕ/м3
Уровень риска для персонала и пациентов
АОперационная, родильный зал, асептические боксы и блоки аптек, палата для недоношенных детей, бокс баклаборатории, стерилизационнаяасептический,

200
высокий
БПеревязочная, предоперационная, процедурная, реанимация, детская палата, комната сбора и пастеризации грудного молока, исследовательские помещения бак- и клинических лабораторийособый,

500
средний
ВПалаты хирургических и инфекционных отделений, территории, примыкающие к родильным залам, операционным, смотровым, ординаторские, кладовые комнаты чистого бельяобычный,

750
низкий
ГАдминистративные помещения и коридоры, лестницы, санитарные и туалетные комнаты, места временного хранения грязного бельяне нормируетсяне нормируется

Внепланово генеральная уборка проводится на объекте в целом или в отдельно взятом помещении в следующих случаях:

  • при заключительной дезинфекции;
  • при неудовлетворительном санитарно-гигиеническом состоянии;
  • при неудовлетворительных показателях микробной обсемененности внешней среды;
  • после реконструкции, текущего или капитального ремонта;
  • по эпидемиологическим показаниям.

Важно! Плановая генеральная уборка в помещениях класса А и Б проводится один раз в неделю, в других — не реже одного раза в месяц.

Инвентарь и чистящие средства

Инвентарь и чистящие средства

Для проведения генеральной уборки в помещениях, относящихся к разным классам чистоты, используют раздельные комплекты инвентаря. Для обработки оборудования и медицинских приборов, напрямую контактирующих с пациентами, следует предусмотреть отдельный комплект.

Для каждого объекта уборки следует подготовить по две емкости — отдельно для дезраствора и для чистой воды.

Эффективно использовать цветные салфетки — разного цвета для отдельных целей. К примеру:

  • желтые — для рентгенкабинета;
  • зеленые — для режимных помещений (палат интенсивной терапии, перевязочной, процедурной);
  • серые — для палат и коридоров;
  • красные — для туалетов.

По мере загрязнения салфетки меняют, для обработки значительных площадей используют несколько салфеток. Труднодоступные места обрабатывают дезрастворами с помощью пульверизатора.

Требования к инвентарю

Уборочный инвентарь подлежит цветовой и буквенной маркировке для обозначения функционала применения. В зоне его хранения в доступном месте располагается схема цвето-буквенного кодирования.

Традиционно для помещений с высоким уровнем инфекционной опасности используют красный цвет. Для территорий, где необходим высокий уровень чистоты, применяют зеленый, для помещений с общими условиями уборки рекомендуется синий цвет.

После проведения генеральной уборки все использованное оборудование и инвентарь дезинфицируется, моется и просушивается.

Текущее наведение порядка

Текущее наведение порядка

Влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств в медицинских учреждениях является профилактической мерой и проводится не менее двух раз в сутки.

Текущие работы по поддержанию чистоты проводятся в режиме, гарантирующем уничтожение микрофлоры. Противовирусный режим используется только в случаях загрязнения поверхностей кровью или другими биологическими жидкостями.

Дезинфицирующей обработке подвергаются все легкодоступные поверхности — пол, стены, дверные ручки, мебель, подоконники и др.

Технология выполнения генеральной уборки

Особенности проведения генеральной уборки в учреждениях медицинского профиля определяются необходимостью предотвратить распространение внутрибольничной инфекции среди пациентов и медперсонала.

Порядок поэтапного проведения генеральной уборки:

  • предварительный — подготовка помещения и инвентаря;
  • первый — последовательное нанесение дезрастворов от менее инфицированных (потолок, стеновые панели) к более загрязненным поверхностям (дверные ручки, краны, оборудование);
  • второй — мытье и протирка всех поверхностей, обеззараживание воздуха, проветривание помещения.

Важно! Генеральная уборка должна быть завершена не менее чем за час до работы помещения.

Порядок действий при проведении генеральной уборки:

  1. Исключить вероятность появления персонала и пациентов в помещении.
  2. Обесточить приборы и электрооборудование.
  3. Установить сигнальные знаки.
  4. По возможности освободить территорию от оборудования и мебели.
  5. Для обеспечения доступа к стенам сдвинуть оборудование и мебель к центру.
  6. Поверхности, которые не подлежат дезинфицирующей обработке, накрыть полиэтиленовой пленкой.
  7. Повести дезинфекцию поверхностей смоченными в дезрастворе тканевыми салфетками.
  8. После дезинфицирующего средства вымыть все поверхности чистой водой.
  9. Завершить генеральную уборку помещения обеззараживанием воздуха.

Важно! В помещениях с высоким риском внутрибольничных инфекций для уборки используют одноразовые салфетки.

Моп-метод генеральной уборки

С целью экономии времени в медицинских учреждениях применяется метод безведерной уборки — используют один держатель и предварительно подготовленные салфетки (мопы). Способ применяется для проведения влажной текущей и генеральной уборок, для профилактической, текущей и заключительной дезинфекций.

Преимущества метода:

  • снижение нагрузки на персонал;
  • качественная обработка труднодоступных мест;
  • сокращение расхода дезинфицирующих средств;
  • минимизация увлажнения полов;
  • сокращение трудозатрат;
  • высокая гигиеничность процесса — нет контакта рук с грязным моющим раствором;
  • уменьшение необходимого количества комплектов уборочного инвентаря (швабр, ведер, ветоши, емкости для обработки) и возможность компактного хранения уборочного инвентаря с соблюдением норм и правил.

Моп-метод дает возможность обрабатывать поверхность единожды, без последующего удаления нанесенного средства. Плюс такого использования дезинфицирующих средств — пролонгация антимикробного воздействия.

Меры защиты и безопасности

Генеральные уборки проводятся в специальной униформе, включающей закрытую моющуюся обувь. Лицо и руки закрываются средствами индивидуальной защиты — перчатками повышенного риска и трехслойной медицинской маской. При необходимости применяются лицевые щитки.

По окончании работ защитная одежда персонала обеззараживается, после чего стирается (многоразовая) или утилизируется (одноразовая).

Контроль качества и учет проведения генеральных уборок

Назначенное ответственным лицо (чаще всего — старшая медсестра) производит проверку качества проведенных работ и вносит в журнал учета генеральных уборок соответствующую запись.
Форма журнала контроля не регламентируется нормативными документами и разрабатывается для учреждения как внутренний документ.

В журнал старшая медсестра заносит даты предполагаемых генеральных уборок на месяц. По мере их проведения в журнале отражают фактическую дату проведения мероприятия, наименование и концентрацию использованных дезрастворов. Данная информация позволяет контролировать сроки и режим дезинфекции помещений медучреждения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Помогите друзьям и близким узнать о выплатах:
Все о хранении, переработке и использовании мусора и отходов
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.